Мифы и легенды Древней Индии

Мифы Древней Индии по сегодняшний день олицетворяют самобытность и духовное наследие индийской мифологии. Без знания самых интересных рассказов не понять суть античной поэзии Горация и замысел великого скульптура Фидия. Производный продукт индийской философии плотно укоренился в сердце европейской культуры. Еще во время эпохи Возрождения общество осознало могущество уникальных образов из индийской мифологии. По сегодняшний день образованные люди проявляют интерес к истории древних индейцев, которая отражается в философии Востока и искусстве государств Востока.

Эволюция индийской мифологии

Читать мифы Индии очень интересно, потому что они охватывают эволюцию тысячелетий. Циклы памятников, века воззрений, миллионы авторских текстов вобрали в себя очерки древней литературы. Легенды Древней Индии побудили сотни тысяч творческих людей удовлетворять духовные потребности общества своими мотивами. Сюжеты и образы древнеиндийской мифологии описывают не только взаимосвязь человека с природой, богами, материальным миром, но и раскрывают сущность космогонических концепций. В отличие от славянских и римских рассказов, индийские мифы не похожи на легенды Египта и Греции.

Тем не менее, по мере развития идеологических течений в древнеиндийской мифологии наблюдаются интерпретации старых рассказов, смешиваются акценты образов и мотивов. Безусловно, некоторые древние образы полностью исчезли из литературы или стали преображенными до неузнаваемости. На фоне этой хаотической картины по сегодняшний день любители мифологии остаются не освещенными до конца. Впрочем, впитать все знаний невозможно.

Образы и мотивы из мифов Древней Индии

Краткого содержания древнеиндийских легенд достаточно для того, чтобы осознать схожесть основных образов в пантеоне ариев и в сюжетах создателей античной мифологии. В частности, это касается бога-отца, то есть, единственного лидера для других божественных существ. Если в греческой мифологии им был Зевс, в мифах Индии им является Дьяус – повелитель неба. Покровителем Земли при этом является Притхива. Указанные образы богов чаще всего просматриваются в гимнах, восходящих к древнейшим мифам Индии. Позже появляется культ Дьяуса, который полностью исчезает из ведического пантеона. В гимнах главным богом считают Варуна. Он предстоит перед читателем в виде строго карателя, который грозно судит людей за их грехи. Затем главой пантеона становится Индра. Речь идет о победителе ужасного дракона Вритры, который планировал погубить Вселенную. Таким образом, в культах о богах наблюдается постоянная борьба за первенство.

В кратком содержании разных мифов Древней Индии просматривается разница между образами богов, почитаемых различными культами. Наиболее интересным определенно является «Ригведа»:

  • Агни – повелитель огня;
  • Сурья – покровитель солнца;
  • Савитар – еще один повелитель небесного светила;
  • Ушас – владыка зори;
  • Ашвины – близнецы, заправляющие сумерками;
  • Аурора – богиня утра;
  • Ваю – бог ветров;
  • Маруты – повелите бури.

Как и в мифологии Греции, в культе «Ригведы» у божественных существ были враги – ужасные демоны асуры. Они обитали в воздушном пространстве. Постоянно атаковали людей стихиями. Со временем антигерои обрели антропоморфные черты. В результате слово «асура» стало указывать на всякое существо, которое обладает сверхъестественными возможностями.