Тем, кто увлекается изучением эзотерических знаний, наверняка неоднократно попадалось понятие «сансара». Предлагаем поговорить сегодня на эту тему, чтобы вместе разобраться, что такое сансара.
Если говорить о значении самого слова, то сансара переводится с санскрита, как «течь сквозь» или «блуждать». Философское значение подразумевает непрерывную цепь рождений и смертей. То есть после нашей жизни мы перерождаемся в следующую. И то, кем мы будем: растением, животным или человеком, зависит от наших действий в текущей жизни. Также для сансары есть термин реинкарнация.
По сути, сансара — это результат кармических действий и мыслей человека на протяжении всей его нынешней и предшествующей жизни.
У сансары есть еще одно определение, однако для того, чтобы в него вникнуть, придется познакомиться с двумя новыми терминами – атман и брахман.
Согласно ведической концепции, атман – это истинное «Я», неизменная духовная сущность, сумевшая осознать свое существование. Брахман – это абсолютная реальность в своем всепроникающем аспекте.
Так вот сансара – это не что иное, как отсутствие у атмана знания о брахмане. Такое состояние живого существа подталкивает его к бесконечному, вращающемуся, словно колесо, круговороту рождений и смертей. Как только атман осознает себя, как частицу высшего духовного существа, оно достигает мокши или освобождения.
Точное происхождение сансары неизвестно. Существует несколько теорий среди ученых о возникновении цикла рождений среди азиатских традиций и древних индийских цивилизаций. Это понятие не встречается в Ригведе, зато его можно встретить в Упанишадах. Известно, что ко времени раннего буддизма и джайнизма понятие сансары было уже универсальным.
Джива или дживатман (душа) — это то, что непрерывно путешествует через рождение, смерть и возрождение, неся с собой кармический след. Джива рождается в различных мирах в форме разнообразных существ. Человек может родиться в раю, в аду или на Земле. В зависимости от кармической природы нашей души, она может переродиться в насекомое, животное, растение, человека в любом из трех миров. Человеческая форма жизни — одна из самых редких, в которые можно переродиться. Мокша является конечным достижением дживы, которое останавливает процесс перерождения. Более подробно об этом можно прочесть в монографиях Хиллари Родригес , доступных пока только на английском языке.
Второй — это «Путь Предков» (питр-яна), который ведет душу на Луну, где она попадает в мир предков. Оттуда душа перемещается в космос, а затем, наконец, в земное царство, чтобы возродиться как человек или другое существо.
Третий путь дживы включает в себя путешествие через адское царство и перерождение в низшую форму жизни, такую как насекомое или камень. Если вас заинтересовала эта тема, рекомендуем ознакомиться с книгой «Человек и его становление согласно Веданте» Рене Генона.
Чтобы найти ответ на вопрос «Сансара — что это?» придется более детально разобраться в понятиях «карма» и «мокша».
Карма — это причина и следствие сансары. Карму обычно рассматривают, как «закон действия». Согласно индуистской традиции, карма определяется не сверхъестественной силой, такой как божество или Бог, а индивидуальными действиями или мыслями дживы. Принято считать, что действия, которые поддерживают космический порядок (дхарму), должны быть предприняты как часть очищающей кармы. Карма и дхарма связаны с сансарой: и то, и другое влияет на то, что приходит после смерти и зависит от действий дживы.
Когда тонкое тело дживы умирает, сансара в соответствии с плодами кармических действий человека решает, куда она пойдет. Индуисты склонны рассматривать события, особенно тяготы или трагедии, как кармические пережитки, проявляющиеся в настоящих жизнях.
Например, если в текущей жизни человек воровал, наживался на чужом состоянии или занимался мошенничеством. В следующей жизни он будет бездомным или очень нищим человеком. О таких людях обычно говорят «пожинает плоды своей кармы»
Если ребенок серьезно заболеет и умрет, а семья не сможет найти плохую карму в этой жизни, то, скорее всего, они будут винить во всем прошлую жизнь или жизнь предка. Богатство, долгая жизнь и процветание также рассматриваются как кармический остаток прошлых жизней
Таким образом, сансара — это вечное, никогда не заканчивающееся, никогда не начинающееся циклическое событие, которое можно рассматривать как часть космического порядка.
Кама (вожделение, страсть) имеет дело с чувственными удовольствиями. Наслаждения этого мира могут развратить дживу, заставляя ее игнорировать свою дхарму или пренебрегать законами кармы. Такая джива должна переродиться в аду, или как низшее существо (например, растение). В индуистской традиции кама — это часть человеческого поведения; в отличие от западных представлений, кама — это часть ума, который питает тело.
Кама также может быть определена как «желание». Хотя это понятие не рассматривается в негативном ключе, но здесь работает закон «Хорошего понемногу». Дело в том, что чрезмерное погружение в каму может повлиять на карму и дхарму. Упанишады говорят, что желания жизни и ее тривиальные материи могут заставить душу перерождаться снова и снова, пока ее привязанность к материальному миру не прекратится. Разобраться в этом постулате поможет книга «Краткое введение в индуизм» Артура Германа.
Индуистский взгляд на жизнь в сансаре – это многократное повторение смерти и перерождения. Это понятие ассоциируется со страхом, потому что бессмертная джива живет в теле, которое должно постоянно умирать и возрождаться к жизни, наполненной угрозой страха или голода, болью печали и лишений. Тело и чувства удерживают душу привязанной к сансаре, пока она не сможет реализовать себя.
Невежество атмана называется авидьей. Истинная природа души скрыта от нее, авидья — это та сила, которая скрывает атман от дживы. Эта преграда может быть удалена путем медитации, ритуалов и жертвоприношений. Невежество — это то, что удерживает душу в бесконечном цикле перерождений и повторных смертей, скрывая истинную природу «я». Как только эта завеса будет снята, джива сможет вырваться из круговорота сансары.
Хотелось бы остановиться на таком понятии, как бхавачакра. Это простое и наглядное воплощение «колеса сансары», выполненное в виде круга, который разделен на кольца и сектора. Каждый из фрагментов бхавачакры изображает определенный сюжет или сценку, иллюстрирующий путешествие дживы (души) из жизни в жизнь.
У бхавачакры есть несколько названий: колесо бытия, колесо жизни. Эти картины относят к буддистской традиции, они демонстрируют суть учения Будды о сансаре.
Легенда говорит, что Будда Шакьямуни своими руками нарисовал самую первую бхавачакру, чтобы показать своим последователям и ученикам принцип колеса сансары. Дело в том, что в те времена многие люди, интересовавшиеся учением о перерождении, были неграмотными, поэтому Сиддхартха Гаутама и придумал этот наглядный способ иллюстрации идеи сансары.
Теперь вы знаете, что такое сансара. Рассказывайте в комментариях, верите ли вы в перерождение души и в то, что у нас бесконечное число жизней?